Сloud computing, или облачные вычисления, - это предоставление конечному потребителю ресурсов и IT-услуг в качестве интернет-сервиса. В этом году cloud computing в России перешли от теории к практике. Причем интерес к получению ресурсов и ИТ через интернет сразу же открыто продемонстрировали практически все крупные представители отечественных IT-технологий и телекоммуникаций.
Своими соображениями по этому поводу с нами поделился Павел Ершов, президент компании Parallels по развивающимся рынкам. Для справки: компания Parallels была основана россиянином Сергеем Белоусовым, а сегодня управляется Биргером Стеном. Parallels – ведущий производитель ПО для провайдеров cloud computing.
Пока отечественный рынок cloud computing невелик. Прошлогодняя оценка рынка SaaS (software as a service) агентством IDC была обозначена на уровне в $4 млн. SaaS – это традиционный подход к предоставлению облачных услуг. К примеру, системы управления проектами, онлайн-бухгалтерии, видео-конференций и т. д. Однако IDC при этом не рассматривала и не оценивала традиционные сервисы инфраструктуры, такие как хостинг, услуги удостоверяющих центров, а также другие услуги облачных сервисов, бурными темпами развивающиеся в России. Parallels оценивает этот рынок цифрой, превышающей $120 млн.
Об определениях можно спорить очень долго, но по своей сути классический хостинг – это самый обычный облачный сервис. Хостинг тоже предоставляется через интернет, управляется самим пользователем автоматически, легко масштабируется. К тому же услуги хостинга – основные услуги рынка IaaS, инфраструктуры как сервиса.
Различают еще понятие PaaS – платформа как сервис. Примером такого сервиса может стать та же Google App Engine или Microsoft Azure. С помощью таких платформ разработчики ПО создают свои приложения. Это три основных сегмента рынка cloud computing. Все они на российском рынке увеличатся в разы. Но активнее всего будет расти в России рынок SaaS. IDC прогнозирует его рост к 2015 году в $150 млн. Parallels разделяет это мнение.
Отстает ли Россия от лидеров мирового рынка cloud computing и насколько?
Если бы наш рынок cloud computing был развит так же, как и немецкий, то его объем составил бы около $700 млн. А если Россия через 5 лет выйдет на уровень современной Германии, то объем отечественного рынка SaaS может превысить $1,5 млрд. У нас есть потенциал для роста, но не меньше и барьеров на пути.
Что касается барьеров, то они разнообразные: психологические, нормативные, барьеры бизнес-практики… Классический облачный сервис после покупки онлайн можно использовать сразу же. У нас юрлицо не может этого сделать, предварительно не подписав бумажный договор, скрепленный печатями. То есть трудности наблюдаются в отсутствии признания юридической силы электронного документооборота, а также в отсутствии обычного нормативного регулирования. Ведь крупные ритейлеры ни в одной стране мира не возят фурами бумагу в налоговую инспекцию.
Еще одна проблема, стоящая на пути развития рынка SaaS в России, - отсутствие доверия к облачным провайдерам. У нас люди до сих пор боятся отдавать на хранение важную для бизнеса информацию кому-то и продолжают ее хранить исключительно в своем «кармане». Географическое расположение дата-центра может находиться в другом городе и даже другом государстве. Обычно это указано в соглашении. Но при этом данные, хранящиеся на большом ЦОДе под управлением профессионалов, хранятся намного лучше, чем в архиве или сейфе самой компании. Опасность, скорее, не в том, что эти данные могут внезапно пропасть, а в том, что к ним может быть получен несанкционированный доступ. Здесь образуется проблема сугубо психологического характера. Пользователь встает перед выбором, кому доверять – то ли сисадмину, который был принят на работу на основании неизвестно кем составленного и подтвержденного резюме; то ли компании, работающей на рынке более 10 лет, дорожащей каждым своим клиентом и делающей все возможное для сохранности доверенных ей данных.
Хотелось бы заметить, что риск утечки данные есть всегда, независимо от способа их хранения. А силовые структуры могут получить доступ к данным в любом случае: и потребовать их предоставление у провайдера облачных вычислений, и арестовать сервера самой компании, заявившись в офис.
Мы привыкли ко всему новому относиться с опаской. Уверенное использование cloud computing будет лишь в том случае, когда на рынке образуется критическая масса бизнесменов и достаточный объем практики.
Ситуация в этом направлении должна довольно скоро измениться. В настоящий момент налицо изменения в нормативной базе. Сегодня в стране быстрыми темпами развиваются всевозможные виды доступа к сети, а также различные системы интернет-платежей. И чем быстрее сервисы cloud computing станут понятнее и доступнее конечному пользователю, тем активнее будет расти аудитория потребителей.
Кто в основном использует облачные сервисы у нас?
И в России, и во всем мире основными потребителями онлайн приложений из облачных сервисов являются компании малого и среднего бизнеса. В основном они арендуют софт как ИТ-услугу от провайдера. А вот крупные компании имеют возможности и средства для строительства своего собственного ЦОДа. Естественно, он может быть построен по принципу облаков. В этом случае он будет назван «частным облаком».
Представители малого и среднего бизнеса не могут позволить себе нечто подобное из финансовых соображений. Им намного проще и дешевле получить услугу как сервис. При этом они существенно экономят на ИТ-услугах. Впрочем, в данном вопросе гораздо важнее не экономия, а простота использования. Ведь использовать необходимые приложения можно сразу же после покупки. При этом не требуется покупка «железа», ожидание его доставки, установки и настройки. Услугу можно купить и сразу же использовать где угодно и когда угодно при помощи не только ноутбука или ПК, но и всевозможных мобильных устройств: КПК, мобильный телефон и т. д.