Новинка от политиков: запрет на анонимность в Интернете
Понедельник, 26 Декабрь, 2011Нелицеприятная реакция электората на итоги выборов в Госдуму вызвала такую же реакцию у правительства. Последнее по-своему отреагировало на создавшуюся ситуацию. Силовые меры, к сожалению, не всегда приносят желаемые результаты. Поэтому «козлом отпущения» стал Интернет. И именно поэтому сегодня правительство выдвигает новые методы борьбы с «классовым врагом».
Алексей Мошков, начальник Бюро СТМ МВД России, в своем интервью «Российской газете» заявил, что пользователи должны регистрироваться в сети Интернет под своим собственным именем, дабы показать, что они порядочные и законопослушные граждане, которым нет нужды скрываться. Он также считает, что посредством социальных сетей распространяется реальная угроза устоям, поскольку через Интернет можно проводить агитационные и координационные мероприятия.
С 2012 года хостинг официально теряет свою анонимность. Владельцев сайтов обязали предоставить паспортные данные. В противном случае ФСБ просто отключало сайты, несмотря на то что это было прямым нарушением закона о частной собственности. В 2009 году Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан выступили инициаторами принятия кодекса поведения в Интернет. Согласно этому кодексу, в определенных государствах запрещается посредством Интернет военное вмешательство с целью свержения правящих общественных режимов. Но при этом властям предоставляется полная свобода действий внутри национальной сети.
С 2008 года действует решение о предоставлении ФСБ по первому требованию записей с разговорами и СМС операторами мобильных сетей. Это окончательно ставит точку на анонимности и на свободе слова в Интернет. По сути, в России ущемляется одно из законных прав человека на свободу общения и на свободу слова вообще. По причине того что нельзя отправить анонимное высказывание по какому-то вопросу, в социальных сетях и блогах анонимность также исчезает. А в общении по телефону тоже нужно «фильтровать» речь, иначе высказывание может вызвать непредсказуемые последствия.
В техническом плане все эти новшества легко реализовать. СМИ уже ввели ценз на комментарии. Сайты поступают под контроль провайдеров, которые ответственны за контент. Запрет на анонимность может пройти гладко, поскольку любой хостинг можно отключить всего лишь нажав кнопку.
Несмотря на то что Интернет - вещь международная, там тоже не все гладко. В международной сети тоже могут «нежно закрыть рот» под благовидным предлогом. Пример – Джулиан Ассанж. Но все же в ближайшее время огромная часть активов перекочует в международный хостинг. В России станет возможным развитие анонимой сети Интернет на основе Linux. А вот Рунету свобода слова больше не светит.
Свое мнение по поводу запрета анонимности высказали многие эксперты. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин заявил, что он является сторонником ограничения анонимных реплик, постов и т. д. «Ведь в сеть без отвращения сегодня войти невозможно: часто встречаются оскорбления, клевета, недостоверная информация – просто интеллектуальный мусорник. В прошлые времена гадости писали на заборах и на стенах. Но и это было нарушением общественного порядка, поэтому было наказуемым. Благодаря анонимности современники что хотят, то и говорят, при этом укрываясь от ответственности под анонимной личиной. Информация, которая попадает в Интернет и становится достоянием публики, должна повергаться «фильтрации» и упорядочению!»
Заместитель главного редактора «Эха Москвы» Сергей Бунтман также выразил свою точку зрения на создавшуюся ситуацию. Он заявил, что у нас все делается «как всегда». Органы не ищут причину в негативном отношении людей к результатам выборов, ведь это очень хлопотно. Вместе с тем, предоставить информацию руководству о проделанной работе все же необходимо. Поэтому и устроили «охоту на ведьм», не задумываясь при этом, насколько в некоторых случаях законны некоторые меры, и чьи при этом страдают интересы.
Генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский сообщил, что уже в ряде стран есть своего рода интернет-паспорта, которые позволяют определить личность пользователя. Система интернет-карточек уже успешно действует в Германии. Запускается подобная программа в США. Также есть данные, что в Швейцарии тоже вводится подобная система.
Жизнь молодого поколения неразрывно связана с сетью Интернет, поэтому эти меры – лишь неизбежное следствие. В обозримом будущем печатные издания в их классическом виде заменят онлайн-книги или e-book. А чтобы их заказать и оплатить будет достаточно воспользоваться карточкой с персональными данными. Очереди на избирательных участках тоже можно будет упразднить, поскольку онлайн-голосование можно будет считать законным, ведь в карточках пользователей содержится вся необходимая информация о личности. Не исключено, что последнее слово будет за техническим прогрессом, а для идентификации личности карточка будет не нужна. Возможно для этого достаточно будет просто приложить отпечаток пальца.
Евгений Касперский заявил, что он не является 100%-ным сторонником доступности Интернета только по паспортам. В любом правиле есть исключения. И Интернет не исключение. Например, если пользователи ищут информацию, читают или отсылают корреспонденцию, то для этого не нужен паспорт. А в случае если деятельность пользователя может коснуться интересов других пользователей, тогда, пожалуйста: в этом случае информация о личности пользователя должна быть предоставлена обязательно.
А если говорить о вопросах безопасной работы в сети, то можно сказать, что даже предпринятые жесткие меры не уничтожат преступность. Но в этом случае киберпреступникам станет значительно сложнее «работать». Значит, есть большая вероятность того, что количество преступлений значительно сократится.
Главный редактор «Аргументов недели» Андрей Угланов высказал свое мнение, с которым, пожалуй, согласится подавляющее большинство. Нужно честно проводить избирательные кампании. Ведь тот факт, что по стране в космических масштабах были сфальсифицированы подсчеты голосов, не заметит только ленивый. Выход прост: провести повторные выборы и назвать ответственных за хаос на нынешних выборах. А по поводу запрета на анонимность в Сети, так это просто смех, ведь любой сайт всегда можно зарегистрировать за границей. Но Андрей Угланов настоятельно заявил, что он житель своей страны, и работать хочет в своей стране, при этом ни от кого не прячась!
Главный редактор «Аргументов и фактов» Николай Зятьков имеет свое мнение по поводу сложившейся ситуации. В частности он заявляет, что запрет на анонимность в Интернет смешон на фоне того, что никому не известны имена людей, действительно владеющих крупными банками, аэропортами, производственными конгломератами и т. д. Их имена не известны ни общественности, ни государству. Никто не знает ни имена настоящих владельцев крупной собственности, ни механизм движения капитала. Все засекречено, скрыто в оффшорных зонах! Государство несет большой урон только потому, что не может отследить движение финансовых потоков. Нет возможности выяснить, где реальные деньги, а где «теневые». Правительству лучше первым делом заняться именно этой сферой деятельности, а не искать черную кошку в темной комнате. Тем более там, где ее нет. Действия по «отлову нарушителей» сведутся к показательным выступлениям с наказанием непонятных злодеев. Но если реально посмотреть на вещи, то становится понятно, что полностью отследить многомиллионную армию пользователей социальных сетей просто невозможно ввиду того, что еще зарегистрированы не все интернет-СМИ. На самом деле, такая активная деятельность вызвана последними политическими волнениями. Она представляет собой не план конкретных действий, а скорее «показательные выступления», имитирующие действия.