Отказ России принять декларацию о свободе прав в киберпространстве
Россия, как и ряд других стран, негативно отреагировала на предложение США о декларации ОБСЕ, в которой говорится об уважении к возможности граждан реализовывать свои права и свободы посредством сети Интернет и социальных сетей. Во время собрания министерского совета ОБСЕ Америка предложила к принятию «Декларацию о фундаментальных свободах в цифровой век». Однако принятие этого документа было заблокировано рядом стран, в том числе и Россией.
Содержание декларации пока не поместили в Интернет. Правозащитная организация Article-19, поддерживающая декларацию, сообщает ее содержание. По данным Article-19, основная цель декларации – подтвердить, что министерский совет ОБСЕ положительно относится к тому, что граждане могут свободно реализовывать свои права и свободы через социальные, мобильные сети и Интернет.
В основе декларации лежат сведения о том, что количество пользователей новых технологий с каждым днем увеличивается. Основная цель этих пользователей – получить информацию и реализовать гражданские права и свободы. По поводу декларации Article-19 сообщает, что использование технологий позволит выразить и распространить идеи, информацию от организаций и отдельных граждан. Также новые технологии дают возможность быстрее и проще создать и подержать объединение любого рода. А еще планировать и проводить в онлайн и оффлайн мирные собрания и различные акции.
Правила ОБСЕ обуславливают, что декларации или решения любых других вопросов могут быть приняты только при согласии всех 56 стран-участников. Как сообщают зарубежные издания, кроме России в числе стран-участников, которые отказались принимать декларацию, были Белоруссия, Турция и еще некоторые страны.
В The New York Times уверены, что принятие декларации заблокировали те страны, которые считают Интернет прямой угрозой своей политической системе.
Сайт Министерства иностранных дел США разместил одно из выступлений госсекретаря Хилари Клинтон, в котором говорится, что принятие декларации имеет большое значение, поскольку в 21 веке киберпространство представляет собой полноценную общественную площадку. Свыше двух десятков стран, в том числе и США, активно выступают за принятие декларации, поскольку уверены, что права человека нуждаются в защите как в онлайне, так и в оффлайн.
Следует отметить, что отказ принять декларацию - в последнее время не единственный шаг российского правительства, уводящий в сторону от свобод в киберпространстве. В недавнем интервью «Российской газете» начальник Бюро по специальным техническим мероприятиям МВД, генерал-майор Алексей Машков заявил, что следует запретить анонимность в Интернет и социальных сетях. Алексей Машков также привел пример, что в большинстве ресторанов, финансовых учреждений, ночных клубов и т. п. есть фейс-контроль. Что-то подобное должно быть и в сети. Почему бы пользователям, например, не регистрироваться в сетях под своим настоящим именем и не сообщать свой адрес. Он делает акцент на том, что законопослушным и честным гражданам незачем прятаться. Кроме того, никого не будут преследовать за критику правительства и нелицеприятные высказывания. Машков также напомнил, что в интернете нет цензуры.
Из заявления Алексея Машкова можно сделать вывод, что снятие анонимности стоит, прежде всего, на страже прав граждан, и защищает их от преступников. Он еще сказал, что именно сейчас полиция ведет активные переговоры с интернет-сообществом о том, чтобы именно изнутри пришло решение о снижении степени анонимности. Такой шаг позволит очистить интернет-пространство от киберпреступников, и добропорядочные граждане будут чувствовать себя защищенными, общаясь в сетях.
Можно сказать, что отмена анонимности преследует благие намерения, которые защищают любого пользователя. Но с другой стороны, любой мало-мальски грамотный пользователь понимает, что можно анонимно зарегистрироваться в другой стране, после чего можно продолжать заниматься своей деятельностью. В свете этого отмена анонимности выглядит как борьба с ветряными мельницами.