Осторожно, мошенники!
Мошенничество с доменами – это, к сожалению, нередкое явление не только в России, но и в других странах. Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно знать, чего опасаться. Поэтому мы расскажем, какие махинации с доменными именами чаще всего встречаются. Мошенничество можно разделить на несколько видов. И начнем с самого распространенного.
1. Киберсквоттинг. Киберсквоттеры мошенничают таким образом: регистрируют доменные имена, которые или совпадают с товарными знаками, или схожи с ними. Или просто красивые и запоминающиеся доменные имена. С целью их дальнейшей перепродажи по более выгодным ценам и размещения на них рекламы. С юридической точки зрения преступлением это не является.
Каким же образом можно бороться с киберсквоттерами? Если получилось так, что доменное имя, совпадающее с вашим товарным знаком, уже зарегистрировано киберсквоттером, то решить спор можно в суде. Если доменным именем, которое зарегистрировал киберсквоттер, является какое-то общераспространенное название или слово, и так совпало, что вы выбрали этот домен, то дело в суде вы можете и проиграть, что нередко происходит. Другой выход – купить этот домен.
Что касается цены на доменные имена. Некоторые домены можно купить за несколько десятков долларов, а есть и такие домены, за которые покупатели готовы выложить тысячи и даже миллионы долларов. На российском вторичном рынке средняя цена на домены находится в пределах 100-200 долларов. Премиум-домены продаются по более высоким ценам. Самой крупной в России сделкой была сделка по приобретению домена Casino.ru, который был куплен за 250 тысяч долларов. На мировом рынке самым дорогим стал домен Sex.com, за который его новый владелец выложил 12 миллионов долларов.
2. Хайджекинг. Это неправомерное завладение доменом, а также распространенный вид мошенничества. Это происходит в результате подделки письма о передаче домена. В итоге владелец, который законно владел доменным именем, лишается прав на него, и вынужден обращаться в суд.
3. Обратный захват домена – это еще один вид мошенничества. Он заключается в том, что компания создает и регистрирует товарный знак, который совпадает с уже зарегистрированным доменом, а затем подает в суд на владельца этого домена с требованием отдать домен ей. Подобная ситуация произошла с доменом elec.ru, принадлежавшим ООО «Элек.ру», на котором размещался сайт об электротехнической промышленности. Появилась некая компания «Центр передовых технологий» и зарегистрировала на себя товарные знаки elec.ru и elec. Затем компания обратилась в суд, требуя передать ей права на домен. Но суд разобрался, в чем заключается дело, и выяснил, что компания специально зарегистрировала товарные знаки, чтобы обманным путем получить права на домен. В результате решение было вынесено в пользу настоящего владельца доменного имени.
Точно так же происходит и в мировой практике, но до суда дело не доходит. Потому что все разногласия по поводу доменов рассматриваются в соответствии с Единой политикой рассмотрения споров о доменных именах (UDRP). Решения принимаются обычно в пользу истинных владельцев доменов, как было в случае с доменом elec.ru.